Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования отношения мальчиков и девочек
подросткового возраста к алкоголю в полных и неполных семьях 5
1.1 Психологическая характеристика понятия отношение 5
1.2. Гендерные различия мальчиков и девочек подросткового возраста 8
1.3 Психологическая характеристика полной и неполной семьи 18
1.4. Социально-психологические особенности детей подросткового возраста 25
1.5. Анализ современных исследований посвящённых отношению мальчиков и девочек
подросткового возраста к алкоголю в полных и неполных семьях 30
Заключение 34
Список литературы 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы заключается в том, что сегодня психология не
располагает достаточно большим количеством работ, связанных с выявлением роли семьи
в формирования у подростка или ребенка определенного отношения к психоактивным
веществам или алкоголю. Например, данной проблемой занимались Н.И. Сапова, О.В.
Леонтьев, О.В. Васильева или О.В. Логинова и др. Так же проблемой употребления
алкоголя подростками занимались А.В. Четвертакова, Е.Н. Данилова, П.С. Павлов, В.С.
Черный и др.
В основном исследования сконцентрированы вокруг вопроса подросткового кризиса,
особенностей жизни подростка в полной или не полной семье. Проблемой же
особенностей формирования девиантного поведения, у подростков исходя из их пола, а
так же особенностей типа их семей современные психологи занимаются недостаточно
долго.
Современная психология имеет четкое представление об особенностях формирования
девиантного поведения у подростка, особенно если у него сложное семейное положение.
К сожалению, современная психология не располагает эффективными способами или
программами работы с такими подростками. О.В.Васильева, Н.И. Сапова, П.С. Павлов
утверждают, что алкоголизация подросткового возраста – это беда современного
общества в целом и семьи в частности. При этом мальчики и девочки будут по разному
реагировать, как на разрушение семьи, так и по разному будут относиться к алкоголю.
Цель исследования – провести теоретический анализ литературы посвященной
особенностям отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к алкоголю в
полных и неполных семьях.
2
Объект исследования – мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования – отношение, подростковый возраст, полные и неполные семьи.
Гипотеза исследования – можно предположить, что существуют различия в отношении
подростков к алкоголю в полных и неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику полных и неполных семей;
2. Выявить особенности формирования отношения к алкоголю в семье;
3. Проанализировать данные социологического исследования подростков;
4. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования отношения мальчиков и девочек
подросткового возраста к алкоголю в полных и неполных семьях
1.1 Психологическая характеристика понятия отношение
Основы теории отношений в отечественной психологической науке были заложены в 1912
г. А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком. В.Н. Мясищев дал следующее определение
психологическим отношениям: «Психологические отношения человека в развитом виде
представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей
личности с различными сторонами объективной действительности».
В его теории была впервые описана структура психологических отношений и ее основные
компоненты [5]:
• когнитивный;
• эмоциональный;
• поведенческий.
Не менее значимой для психологической науки является и его классификация отношений
человека в зависимости от объектов, на которые они направлены [1]:
• явления природы или мир вещей;
• люди и общественные явления;
• сам субъект-личность.
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в
форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Рассмотрим компоненты межличностных отношений [33].
1. Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы
[25]:
• ощущения;
• восприятие;
• представление;
• память;
• мышление;
• воображение.
Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических
особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.
Характеристиками взаимопонимания являются [13]:
• адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
• идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого
индивида.
2. Эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные
переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми
[15]:
• симпатии или антипатии;
• удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
3
• эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который
может проявляться в виде сопереживания и соучастия;
• поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь
и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.
Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию
удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.
Этапы развития межличностных отношений [22]:
• этап знакомства – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и
оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений
между ними;
• этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений,
формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и
эмоциональном уровнях;
• товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу,
характеризуются доверием.
В отечественной психологии при изучении ценностно-смысловой сферы личности учёные
сталкиваются с множеством близких по смыслу понятий: потребности, ценности, смыслы,
ценностные ориентации, мотивы, цели и т.д. Провести границу, между ними сложно.
Возникшая у человека потребность приводит к активизации ориентационноисследовательской деятельности, связанной с целеполаганием, т.е. определением
предмета потребности, когда цель сформулирована, организм побуждается к действию по
достижению установленной цели (мотив). Пока не обнаружен предмет потребности, он не
имеет ценности для человека, только после того, как цель определена, предмет
потребности обретает некоторую значимость.
Значимость предмета потребности для личности возрастает в случае, если удовлетворение
потребности фрустрируется, если же препятствий к ее удовлетворению нет, то и предмет
потребности обладает невысокой ценностью. Ценность является продуктом
фрустрирования удовлетворения потребности.
Ценность (личностная) не является мотивом, но при этом регулирует его силу и призвана
увеличить усилия, прилагаемые организмом для преодоления возникшего барьера. На
эмоциональном уровне столкновение с препятствием на пути удовлетворения
потребности выражается в переживании личностью негативных эмоций [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что личность, вернее ее мотивационнопотребностная сфера имеет взаимосвязь со сферой отношений. Мотивация и эмоции
всегда имеют тесную взаимосвязь в сознании человека.
1.2. Гендерные различия мальчиков и девочек подросткового возраста
На Западе под гендером последние десятилетия подразумевают социальный пол. В
советской науке использовали сходное определение: «психический» или
«психологический» пол. Гендерное самоопределение состоит из трех моментов.
Первый – гендерная самоидентификация: как человек определяется с тем, какого он пола.
При этом несовпадения пола и гендера встречаются редко: 1 случай на 30 тысяч у мужчин
и 1 случай на 100 тысяч у женщин (но эти данные могут быть занижены, потому что
основаны на количестве обращений к врачам по поводу смены пола).
Второй – гендерное выражение или поведение: как человек выражает, что он мужчина или
женщина, – в одежде, играх. Гендерное выражение может не соответствовать гендерной
идентичности. Например, ребенок может
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев О.В. Девиантное поведение подростков. – Екатеринбург: Психея, 2017 –
439 с.
2. Андреева В.А. Правила и принципы воспитания подростков. – Чебоксары:
Альтернатива, 2015 – 485 с.
3. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Педагогика. Работа с подростками из полных и
неполных семей. – Самара: Пинта, 2015 – 635 с.
4. Васильева О.В., Овечкин А.А. Проблемы и особенности воспитания подростков из
полных и неполных семей. Российский и европейский опыт. – Владивосток: КакТУс, 2018
– 515 с.
5. Винникова Ю.Ю., Жилина Е.М. Психология семьи. Полные и неполные семьи в
России. – Самара: Компас, 2013 – 655 с.
6. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Психология семьи. Особенности семьи в России. –
Вологда: Ракурс, 2017 – 532 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
8. Горелов С.М. Девиантное поведение подростков. Принципы коррекции. – Иркутск:
Аккорд, 2017 – 388 с.
9. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Алкоголизация подростков и семья. – Воронеж:
Прогресс, 2018 – 521 с.
10. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Современная семья и воспитание детей. –
Новосибирск.: Пирамида, 2014 – 367 с.
11. Зайцева Е.А., Ваганова А.А. Современные методы помощи семьи по коррекции
алкогольного поведения подростков. – Омск: Завтра, 2016 – 388 с.
12. Иванова Т.В. Психология современной российской семьи. В вопросах и ответах. –
Липецк: Фортуна, 2015. – 415 с.
13. История создания и разработок программ для помощи семье по коррекции
девиантного поведения подростка: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И.
Щербакова. – Волгоград: ИД ПозитиФ, 2017 – 392 с.
14. Калашников В.А., Соловьева О.А. Подростки в полных и неполных семьях. Вчера.
Сегодня. Завтра. – Тверь: ИД Тверца, 2017. – 720 с.
15. Крапивный А.В. Эмоциональное воспитание, 2010 г.
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3bc68a5c53b89521216d27_0.html
16. Левицкая Л.В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние
на переживания стресса / Л.В. Левицкая, А.А. Чернова. — Текст: непосредственный,
электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL:
https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 05.04.2020).
17. Лепешкин В.А. Психология семьи. Для психологов и родителей. / В.А. Лепешкин. –
Н.Новгород: Ракурс, 2014. – 482 с.
18. Лопатин С.С. Практика обучения детей математике по методике Нумикон. / С.С.
Лопатин // Спорт в школе. – 2010. – № 13. – С. 45-49.
19. Медведева Н.И. Психологические защитные механизмы безопасности личности в
современных стрессогенных условиях / Н.И. Медведева // Международный журнал
экспериментального образования. — 2015. — № 11 — С. 696–697.
20. Мельников В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его
оптимизации / В.И. Мельников // Психология. Историко-критические обзоры и
современные исследования. — № 1. — 2012. — С. 45–60.
21. Методики выявления склонности подростков к девиантному поведению.
Методические рекомендации по выявлению предрасположенности подростков к
девиантному поведению. /Под ред. Ивашина А.А. – Воронеж: Психологическая академия,
2015 – 375 с.
22. Методические рекомендации родителям по общению с подростками / Под ред.
Рыбакова Д.П. – Новосибирск: АкадемиКУС, 2017 – 473 с.
5
23. Михайлов М.Е. Коррекция девиантного поведения подростка. – Архангельск.:
ПрофЛит, 2018. – 483 с.
24. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Формы и особенности развитяи подростков в
семье. – Воронеж: Смысл, 2014 – 495 с.
25. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Полная и неполная семья. Особенности изучения.
Методологические особенности изучения семьи в Британии и России. – Калиниград:
Маэстро, 2018 – 470 с.
26. Новожилова А.М., Петров М.С. Методические указания по исследованию полных и
неполных семей. Выявление уровней угрозы для развития семьи и детей. – СПб.: Озерки,
2014 – 656 с.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. —
М.: Юрайт, 2014. — 460 с. ISBN 978–5-9916–3166–2
28. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Подростки в полных и неполных семьях. Выявление и
коррекция поведения. / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома: Олимп, 2017 – 564 с.
29. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Психологические особенности подросткового
возраста. / М.И. Петров, В.Р. Кривиченко. – Калининград: ЛитерА, 2016 – 449 с.
30. Петрова А.В. Социально-психологические особенности гендерных различий в
интернет-коммуникациях современных подростков / Таврический научный вестник.
Педагогика и психология – Симферополь: Вариант, 2018 – № 4 (4) – С. 60-67
31. Развитие коммуникативных умений у старших подростков
http://diplomba.ru/work/100054
32. Родионов В.Я. Современные методы помощи семьи по коррекции поведения
подростка. / В.Я. Родионов. – Волгоград.: Спец.Лит, 2018 – 414 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. ЙЙ. М.: Педагогика, 1989.
34. Рыбаков Д.П., Цой И.И. Изучение особенностей девиантного поведения у
подростков мальчиков и девочек. Российский и зарубежный опыт. / Д.П. Рыбаков, И.И.
Цой, – Ярославль: Локомотив, 2013 – 533 с.
35. Сафронов А.М., Соколовский С.С. Психологические проблемы подростков.
Гендерный аспект. / А.М. Сафронов, С.С. Соколовский. – Мурманск: Полярная Звезда,
2017 – 337 с.
36. Соловьев Н.В., Фролова К.Ф. Педагогика. Работа с подростками из полных и
неполных семей. / Н.В. Соловьев, К.Ф. Фролова. – Владивосток: Аргумент, 2014 – 533 с.
37. Специальные программы и техники коррекции девиантного поведения подростков
разного пола. Российский и зарубежный опыт. /Под ред. Е.В. Корнеевой. – Волгоград:
Формула, 2015 – 655 с.
38. Сыроватская А.А. Возрастные особенности подросткового периода //
Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 20(20). URL:
https://sibac.info/journal/student/20/90711 (дата обращения: 10.04.2020).
39. Тимофеев О.Е. Методики и техники обучения математики детей с ОВЗ. / О.Е.
Тимофеев. – Липецк.: Специальная педагогика, 2016 – 527 с.
40. Учимся математике. Популярные программы обучения детей с ОВЗ / В.Г.
Терентьев, А.В. Четвертаков. – СПб: Индикатор, 2015. – 32 с.: ил. – (Серия «Специальная
школа»).
41. Федотова, Н.И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных
семей / Н.И. Федотова, М.Д. Масанова. — Текст : непосредственный, электронный //
Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL:
https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 10.04.2020).
42. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л.
Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. —
2011. — Т. 10. — № 1. — С. 6–19.
6
43. Черникова Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у
подростков / Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. —
2014. — № 4. — С. 169–172.
44. Чикер В.А., Сольц Е.В., Жезмер Н.М., Джос П. Стресс и особенности его
преодоления российскими подростками // http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2733 (дата
обращения:16.12.2015)
45. Щербакова А.А. Педагогика. Работа с подростками из полных и неполных семей. /
А.А. Щербакова. – Калининград.: Формула успеха, 2014 – 439 с.